В преддверии семинара Геоскан в Томске мы поговорили с представителями департамента архитектуры и градостроительства г. Томска – Сергеем Владимировичем Сидоренко, председателем комитета геоинформационного обеспечения, и Алексеем Дмитриевичем Романцовым, начальником отдела геодезического обеспечения – об опыте применения аэрофотосъемки и использования 3D-модели Томска по технологии Геоскан для управления городской инфраструктурой:
- Расскажите, пожалуйста, о комитете геоинформационного обеспечения департамента архитектуры и градостроительства Томска, каковы его основные задачи?
Деятельность самого департамента можно разделить на 2 направления: территориальное планирование и ежедневная деятельность по выдаче разрешений на строительство, образованию земельных участков, проведению контрольных мероприятий и т.д. Задачей же комитета геоинформационного обеспечения, соответственно, является обеспечение специалистов департамента данными и инструментами для того, чтобы они могли выполнять свою работу и принимать правильные решения.
- С какими проблемами вы столкнулись в работе, которые побудили вас к использованию беспилотных технологий и решению осуществить аэрофотосъемку города? Какие альтернативы (пилотируемая авиация, наземная тахеометрическая съемка, спутниковая съемка) вы рассматривали?
Перед нами стояла задача обновления топографического плана города, и наиболее подходящим инструментом для этого, как мы посчитали, стала аэрофотосъемка. Аэрофотосъемка появилась не сегодня и не вчера, хотя еще недавно, в прошлом десятилетии, была доступна только пилотируемая авиация. Стоимость выполнения работ с ее помощью была достаточно высока, а также были сложности с обработкой традиционных бумажных материалов съемки. С приходом новых технологий появилась возможность повысить качество таких работ и снизить их стоимость, и мы воспользовались этим шансом.
Конечно, мы рассматривали альтернативы: неоднократно делали спутниковую съемку, выполняли наземную лидарную съемку. Но в условиях города космосъемка не обеспечивает ни точности, ни качества, а наземная съемка слишком дорога. Поскольку мы функционируем в условиях ограниченного бюджета, мы постарались распорядиться средствами максимально эффективно, выбрав вариант беспилотной аэрофотосъемки. Ведь самое главное – это обеспечить постоянный мониторинг территории, поддерживая актуальность данных, и именно беспилотники, благодаря своему сочетанию цены, качества и мобильности, позволяют с небольшим бюджетом выполнять такие работы ежегодно.
- Какие задачи вам помогает решать беспилотная аэрофотосъемка?
Способов прикладного применения достаточно много, но, чтобы эффективно использовать такие технологии, нужно понимать, что делать с данными дальше, как передать их в удобном виде пользователям. Нам удалось сразу встроить все материалы в геоинформационную систему обеспечения градостроительной деятельности для работы всех департаментов администрации города. Это позволили более эффективно решать прикладные задачи, например в сферах муниципально-земельного контроля, что позволило в разы повысить его эффективность, дав возможность решить большинство споров в досудебном порядке и экономить время и ресурсы. Или в задаче ведения дежурного инженерно-топографического плана (осуществляемого с различных исполнительных съемок множества организаций) - эти материалы позволили обеспечить более объективный камеральный контроль, значительно снизить затраты на полевой контроль качества таких съемок (в т.ч. на наличие подлогов, полноту и точность съемки) и более качественно обновлять топографические планы.
- Расскажите о том, как используется 3D-модель города?
- Аэрофотосъемка позволила нам получить три массива данных: ортофотопланы, матрицы высот и 3D-модели местности. 3D-модель сама по себе мало что решает - для ее эффективного использования нужны соответствующие инструменты и сервисы. В нашем случае – это 3D-портал города Томска «Строим город вместе», где можно публиковать проектируемые решения по изменению городской среды и обсуждать их. 3D-портал предоставляет максимально наглядное представление предлагаемых решений и тем самым позволяет профессионалам (архитекторам и проектировщикам) вести диалог с непрофессионалами в этой области (горожанами, депутатами, членами общественных комитетов и т.д.).
Еще до создания портала мы использовали 3D-модели в ходе обсуждений и круглых столов по созданию общественных пространств и заметили, что применение модели позволяет быстрее достичь консенсуса и вести более конструктивный диалог. Касательно внедрения модели в деловые процессы: мы успешно внедрили модель для работы в департаменте градостроительства и используем ее в ходе обсуждений на конференциях, семинарах и заседаниях городской и областной администрациях. Это один из важнейших инструментов главного архитектора области (должность в областной администрации - прим.). Мы надеемся, что это станет стандартом работы с проектировщиками и архитекторами.
Портал организован таким образом, что он позволяет любому заинтересованному человеку – будь то застройщик, инвестор, проектировщик или гражданин - зарегистрироваться и получить необходимую информацию и принять участие в совместной работе. В ближайшем будущем портал будет позволять пользователям показывать свои варианты решения по застройке и благоустройству с помощью картографических инструментов портала или оценить чужие решения, оставив свой отзыв. Сейчас такой вид портала тестируется нами, и он уже на 80-90% готов.
- Расскажите о реальных проектах, в которых портал активно применяется?
- Сейчас у нас в городе разворачивается проект под названием «Живая Лаборатория». В этом проекте широко участвуют Томские университеты, и сейчас на базе ТГАСУ создана дизайн-студия, которая использует портал как основную площадку для работы, удобную как для разработки концепций, так и для работы с жителями города. Модель позволяет без выезда на территорию определить ее основные параметры и использовать их в рабочем процессе.
Помимо этого, модель использовалась в ходе общественных обсуждений по множествам проектов, таким как благоустройство Михайловской Рощи и реконструкция Ново-Соборной площади.
- Какое практическое значение несет аэрофотосъемка, как создание модели помогает с точки зрения экономии ресурсов или сокращения трудозатрат?
- Во-первых, аэрофотосъемка с БПЛА значительно дешевле и оперативнее остальных методов получения геоданных.
Во-вторых, как правило, топографические планы городов представляют собой некую мозаику данных, разных по времени, точности и качеству, содержащих неточную или неактуальную информацию, что провоцирует ошибки в работе градостроителей, проектировщиков и землеустроителей. Беспилотная аэрофотосъемка позволяет одномоментно привести данные к единому виду, соизмеримому по точности с наземными методами съемки, при этом на достаточно большой территории. Или же исчерпывающе дополнить существующие данные.
В-третьих, подобные материалы служат для того, чтобы избежать рисков, избежать принятия неправильных решений, например, по размещению объектов, для которых нужны колоссальные затраты по строительству или изменению рельефа. Традиционные бумажные карты, конечно, тоже позволяют вычислять риски, связанные с размещением или рельефом, но именно цифровая модель позволяет получить мгновенные ответы и давать в течение нескольких минут экспертные оценки по решениям. Традиционные же методы подразумевают выбор 3-4 вариантов и многодневные обсуждения с работами на территории и экспертизами касательно влияния рельефа, локации, коммуникаций, освещенности территории и т.д. Современные технологии, основанные на фотореалистичном моделировании, позволяют находить моментальные ответы, и в дальнейшем сконцентрироваться на оптимальных вариантах.
В-четвертых, 3D-модели позволяют в чрезвычайных ситуациях принять единственно верное решение. Так, существующая матрица высот местности, описывающая рельеф и строения, помогает нам с расчетом развития паводковой ситуации, путем каскадного восстановления зеркала воды. Ранее, мы использовали изображения со спутников, и ни один из них не пришелся на пик паводка и нам помочь не смог. А по модели мы можем прогнозировать и выявлять территории, которые окажутся под риском затопления, используя данные с водомерных постов и информацию, поступающую от волонтеров, и уверенно предсказываем - где будет вода через часы/сутки, как будет усложнятся ситуация при негативных сценариях.
- Расскажите о том, как происходит обновление данных и для каких целей?
- Мы стараемся заранее собирать плановые данные по проектирующимся или строящимся районам, а также в случае необходимости обновления кадастровых данных и проведения земельного контроля, в случае просьбы большого числа жителей отдельной территории и т.д.
- Какие технологии Геоскан вы используете для вашей работы?
- Мы используем ГИС Спутник для работы с геоданными в трехмерном пространстве, для организации работы с данными в сети – Спутник Веб, и, главным образом, портал «Томск 3D», созданный на основе Спутник Веб. Для построения отдельных, небольших моделей и решения локальных задач мы используем Agisoft PhotoScan.
- Расскажите о предстоящем семинаре Геоскан? Что ожидает посетителей семинара и для какой аудитории он предназначен?
- Мы хотим рассказать о прикладном применении результатов беспилотной аэрофотосъемки, потому что просто съемкой с беспилотников сегодня уже никого не удивишь. Отдельно продемонстрируем примеры работы с чрезвычайными ситуациями, постараемся объяснить механизмы работы с населением в режиме ЧС. Также подробно расскажем о 3D-портале и его сервисах.
И подобные семинары для нас – это двустороннее мероприятие, поэтому мы ждем идей и вопросов участников семинара. Анализ чужих идей позволяет нам ориентироваться и корректировать наш курс в развитии информационных систем. Поэтому мы приглашаем на семинар как опытных пользователей БПЛА, так и людей, планирующих использование данных аэрофотосъемки для управления территориями. Но мы надеемся, что будут и горожане, поскольку семинар пройдет в открытом коворкинг-пространстве «Точка кипения», и для участия в нем просто достаточно зарегистрироваться. Поэтому приглашаем всех. Будем ждать!