Компания CGF, основанная в 2004 году, создает работы в области анимации и VR/AR-технологий, сотрудничает с кино- и рекламной индустрией. Студия уже трижды стала лауреатом российской премии «Золотой орел», присуждаемой Национальной Академией кинематографических искусств и наук России за лучшие визуальные эффекты.
В портфолио CGF вошли такие громкие проекты, как «Движение вверх», «Тренер», «Время Первых» и «Экипаж».
Одна из недавних работ студии — изрядно нашумевший в 2018 году клип «Цой» группы «Ленинград». Он собрал около 4,5 миллионов просмотров на YouTube за 4 месяца и вызвал бурю эмоций у аудитории
Кадр из клипа «Цой»
Сюжет клипа достаточно простой: на космическом корабле в далекой галактике путешествует главный герой в сопровождении своего необычного друга — маленького и невероятно обаятельного инопланетянина Геши. И если роль космонавта исполнил сам Сергей Шнуров, то для создания 3D-персонажа сотрудники студии применили программное обеспечение Agisoft Metashape.
Технология позволяет создавать 3D-модели фотограмметрическим методом, она относительно недорога, требует минимум необходимого оборудования, при этом дает быстрый и качественный результат. Фотограмметрия часто применяется в киноиндустрии, и в студии CGF её используют в большинстве проектов, например, при работе над графикой к кинокартинам «Движение вверх», «Время первых», «Он – Дракон».
Во время работы над клипом «Цой» помимо Геши было сделано немало 3D-моделей, в том числе цифровой дублер (digital double) Шнура и различные цифровые декорации. Для этого использовали фотоаппарат Canon 6D c объективом Canon 24-70mm 4L, а для уточнения результатов фотограмметрии производились измерения геодезическим прибором – тахеометром Trimble M5.
Благодаря данным, полученным при помощи фотограмметрии, все участники стадии постпродакшен проекта имеют возможность оперировать едиными физически верными масштабами объектов и экстраполировать их размеры на 3D-модели, которые присутствуют в съемочных или full-cg сценах.
Для обработки данных фотограмметрии и выставления траекторий камер в виртуальных сценах в клипе «Цой» использовался Agisoft Metashape. Как происходит работа над 3D-декорациями, расскажет глава Камера департамента CGF Денис Гордеев:
«Сначала был создан проект фотограмметрии. В него мы загрузили фотографии с площадки за все дни съемок.
Интерфейс программы Metashape с загруженными фотографиями со съемочной площадки
Каждая серия лежала отдельным блоком. Каждый блок фотографий выровнен в трехмерном пространстве, в него импортированы данные из тахеометра. В результате все блоки расположились в пространстве по геодезическим измерениям.
Фотограмметрия съемочной площадки и декораций клипа
Полученные в Metashape координаты импортировались в программу 3D-трека, где получались траектории камер, привязанные к системе координат в Metashape, в геодезической съемке декорации.
Таким образом мы получали виртуальные камеры внутри компьютерных декораций, которые по своим характеристикам и движению максимально соответствовали реальным съемочным камерам. Благодаря чему интеграция компьютерных элементов в съемочный материал становится проще, точнее и не требует дополнительных трудозатрат.
Геометрия будущей модели цифрового двойника Сергея Шнурова
В клипе «Цой» впервые была использована студийная разработка CGF — мобильная фотограмметрия. Вячеслав Тютюгин, ведущий разработчик R&D-проектов студии CGF:
«Сейчас у нас в студии есть две системы фотограмметрии. Стационарная большая установка, позволяющая мгновенно сканировать на 360° и состоящая из 110 фотоаппаратов. И компактная мобильная система из 30 фотоаппаратов и поворотной платформы. За одну съемку мобильной версией мы получаем не весь объект, а только часть его поверхности. Соответственно, мы 4 раза объект поворачиваем и фотографируем, что занимает чуть больше времени, чем в стационарном варианте. Потом Metashape автоматически собирает полученные данные в единое целое и получается трехмерный скан, не уступающий по качеству тому, который можно получить в системе со 110 фотоаппаратами.
Студийная разработка «Компактная система трехмерного сканирования» впервые опробована в проекте «Цой»
Цифровой дублер был нужен нам для интерьерных съемок. При создании эффектов добавления огня и дыма в клипе нам нужно было иметь четкое понимание о «форме» актера и о том, какое положение он занимает в пространстве».
Кадр с огнем и цифровым дублером Сергея Шнурова
Павел Безбородов, VFX супервайзер CGF:
«Создавая компьютерные модели для большого экрана, мы очень требовательны к их качеству. Metashape даёт нам потрясающую возможность максимально быстро и эффективно приблизиться к финальному результату, практически сразу получая геометрию, все размеры, текстуры, гигантский объем опорных точек. Нам остаётся, как говорится, только «причесать» модель. Допустим, нам нужно создать кадр, в котором зритель должен видеть улицы старинного города с «домами да теремами». И рисовать его «вручную» было бы намного дольше, нежели с помощью сканирования, которое фактически сразу позволяет получить хороший исходный материал. Оно серьёзно экономит время, а это самое главное.
Кадр из фильма «Движение вверх»
Появляется возможность при необходимости сделать досъёмку на «зелёном фоне» без лишней траты времени и ресурсов. Например, на этапе монтажа режиссер хочет добавить в сцену еще одну-две реплики персонажа в той же локации, что и во время основных съемок. У нас есть возможность и свобода это быстро реализовать, подставив необходимое окружение. Как показывает опыт, большие и масштабные декорации сейчас сделать на графике быстрее и дешевле, чем вживую, ведь иногда декорации строят месяцами. Это сложный, зачастую не всегда предсказуемый процесс: то красок не хватает, то досок, то нет нужного колера! Потом пока их закажут, пока привезут, время идет. У нас же с этим проблем нет — наши пиксели всегда в ассортименте! :-)»
Наша статистика:
На данный момент со студией работает около 200 специалистов компьютерной графики.
В среднем для одного «заряженного эффектами» фильма мы создаем примерно 1500 VFX-шотов (кадров с компьютерной графикой). Бывает и гораздо больше. Например, в «Движении вверх» их более 2000.
На создание самого сложного шота в проекте «Он — Дракон» ушло суммарно 722 часа, а в «Экипаже» — 650 часов.
В китайском фильме-фэнтези «Asura» есть кадры, которые мы создавали 1000 и 1500 часов, но здесь надо понимать, что это были кадры с фантастическими пейзажами, с летающим островом. Создать реальные декорации для него невозможно в принципе. Причем наши цифры — не самые большие, разумеется, если говорить о мировой индустрии. На тысячи часов исчисляется время, затраченное на производство самых сложных шотов в таких блокбастерах, как «Гравитация», «Мстители», «Аквамен». От чего это зависит? От того, какая должна быть детализация той или иной категории визуального эффекта, крупность плана, экранное время, и так далее».
Запись интервью в студии CGF: