Геоскан в Антарктиде, российские БАС осваивают 6 континент

Блог
Геоскан в Антарктиде, российские БАС осваивают 6 континент
Геоскан в Антарктиде, российские БАС осваивают 6 континент

Основная часть работ по аэрофотосъемке в сезоне 62 Российской антарктической экспедиции проходила в районе станции Прогресс.
 

Вид на станцию Прогресс


Прогресс — это маленький уголок цивилизации в точке с координатами 69o 22' 24''   ю.ш. 76o 22' 40'' в.д. Многим данные цифИрки ничего не скажут, а специалист поймет — это место далеко на юге, так далеко, что дальше на юг только север.

После проведения рекогносцировки территории выделилось два основных района съемки. Первый представлял собой окрестности станции – холмы Ларсерманна. Стартовая площадка была выбрана на территории аэродрома станции Прогресс в 7 км от станции.
 

Аэродром станции Прогресс


На территории холмов Ларсерманна находится 3 постоянно действующие (круглогодичные) полярные станции: Прогресс (Россия), Zhongshan (Китай), Baharati (Индия), а также австралийская полевая база. Практически в течении всего периода работ шло непрерывное использование воздушного пространства различными пилотируемыми и беспилотными воздушными судами. Самолеты: BT-67 (Канада), BT-67 (Китай), DHC-6 Twin Otter (Австралия). Вертолеты: КА-32 (Россия ) КА-32 (Китай), КА-32 (Индия), Eurocopter EC 120 (Индия) и Eurocopter EC 120 (Австралия). Беспилотные воздушные суда были представлены девятью единицами, в том числе единственной Российского производства – Геоскан 201.  Впервые в истории Антарктиды было осуществлено международное согласование совместного использования воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами.
 

Первые испытания

 

Установка контрольных точек

 

Определение координат контрольных точек

 

Закладка снегомерной вешки

 

Вид из ледниковой трещины


Редкое явление а Антарктиде – туман. Аэродром находится выше самой станции и до нас туман не дошел.
 

Антарктический туман

 

В конце рабочего дня


Особый интерес проведение полетов вызвало у местных жителей. Так, самым бдительным оказался баклан по кличке «Яша». Он не пропустил ни один из этапов выполнения аэрофотосъемки. После окончания работ, как полноценный помощник оператора БАС – потребовал пайку и изъявил желание встать на довольствие.
 

Баклан «Яша» наблюдает за предполетной подготовкой


Практически никакого интереса не вызвала наша деятельность у тюленя по кличке «Тюлень». За все время проведения работ он всего лишь перевернулся с живота на спину)
 

Тюлень


Вторым участком съемки являлся 30 км фрагмент трассы санно-гусеничного похода на станцию Восток. (Последние несколько лет станция Прогресс является логистическим центром по снабжению внутриконтинентальной станции Восток). Точка старта была выбрана на леднике, примерно в 32 км от станции Прогресс. Для размещения был установлен походный «балок».
 

Балок высокой культуры быта


Этот участок трассы является самым опасным на пути санно-гусеничного похода. При  восхождении на купол ледника на трассе встречается значительное количество ледниковых трещин. Основной целью этого исследования является выявление трещин с последующим изучением направления движения. Ниже представлены аэрофотоснимки трещин с пространственным разрешением 5-6 см/пиксел.

 


1)   Аэрофотоснимок трещин у края ледника Долк. Ширина трещин достигает 28 метров. Эти трещины открыты и труднодоступны. 

2)   Аэрофотоснимок более опасных трещин скрытых «снежным мостом», трещины располагаются в 1,5 км от трассы санно-гусеничного  похода (СГП) на станцию Восток. Ширина открытой трещины составляет 9 метров.

3)   Аэрофотоснимок двух труднозаметных с поверхности ледника трещин, в 300 м от трассы СГП, полностью скрытых «снежным мостом». Их ширина варьируется от 1 до 2 метров.  

После проведения АФС, на некоторых из трещин были выполнены геофизические обследования с площадной георадарной съемкой и последующим вскрытием трещины. 
 

Ширина «снежного моста» изменяется от 20 до 70 см.


Участники экспедиции стали свидетелями редкого явления. Талая вода, образовывающаяся во время таяния снега и льда вместе с стоковой водой из озер, образовала в теле ледника Долк промыв. Образование промыва шло не один год, кульминацией стало обрушение верхней стенки ледника и появление провала на участке дороги станция Прогресс – Аэродром. Ниже представлены фрагменты трехмерных моделей до и после образования провала, полученные в ходе выполнения аэрофотосъемки.
 

Ситуация в области провала на 14.01.2017

 

Ситуация в области провала на 9.02.2017


Площадь обрушения составила 4.1 Га, максимальная глубина 43 метра. Провал вписывается в прямоугольник размером 357 м на 229 м. Объем провала, по результатам предварительной обработки составляет 832 336 м3
 
Тем временем парочка императорских пингвинов разошлась во мнении, куда же им пойти: налево или направо. А что думаете вы?  
 


Сезонные работы 62 Российской Антарктической экспедиции окончены и с ними заканчивается наша история о приключениях  и исследованиях Геоскан в Антарктиде.  Мы покидаем Антарктиду, но обещаем вернуться. 
 

Сезонный состав 62 РАЭ, станция Прогресс



Автор: Волгушева Наталья