Геоскан вновь побывал в Антарктиде! В этот раз на станцию «Прогресс» отправился наш оператор БВС Владислав — в составе одной из научных групп Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) 69-й Российской Антарктической экспедиции*. Целью исследований стало определение альбедо (отражательной способности поверхности, от лат. albus «белый») в районе взлетно-посадочной полосы (ВПП) снежно-ледового аэродрома «Зенит».
Главной задачей нашего специалиста было осуществление полетов на разной высоте при помощи БВС: за время экспедиции он провел их около 30. На беспилотник в качестве полезной нагрузки установили измерительный блок, сконструированный в ААНИИ, который фиксировал радиацию, отраженную от ледовой поверхности. Аналогичный по оптическим характеристикам датчик располагался на поверхности с нетронутым снежным покровом и замерял приходящую солнечную радиацию. Благодаря этим данным и вычислялось альбедо — как отношение отраженного сигнала к приходящему.
«Сложность работы заключалась в плохо предсказуемой погоде. Природа Антарктиды красивая, но суровая, и в любой момент мог налететь сильный, порывистый ветер со снегом. Если погода не позволяла работать с коптером, я помогал коллегам из нашей группы: проверял установленные приборы и оборудование, снимал измерения и бурил керны — пробы льда, отбираемые для дальнейшего изучения», — рассказал Владислав.
Уровень отражательной способности (альбедо) важно учитывать для безопасного использования ВПП. Летом снежно-ледниковые поверхности в Антарктиде подвергаются мощному воздействию солнечных лучей и начинают таять. Это может происходить и с взлетно-посадочной полосой, в основе которой — твердая снежно-ледяная подложка. Ученым необходимо было определить, как реагирует такое покрытие, и сравнить полученные показатели с результатами, собранными на естественных участках ледникового купола. Именно для таких работ беспилотник подходит как нельзя лучше.
«БВС помогает получить данные об отраженной солнечной радиации за малый промежуток времени и на большой площади. Это дает возможность оперативно рассчитать альбедо поверхности ВПП и соседних участков купола, оценить потоки тепла, которые могут расходоваться на ее таяние. Если альбедо полосы значительно ниже по сравнению с естественными поверхностями, увеличивается вероятность ее разрушения, нарушения физико-механических характеристик ледовой подушки, которые заложены в эксплуатационные нормы и правила, такие как ГОСТ и СНИП», — пояснил ведущий научный сотрудник ААНИИ Борис Иванов.
В настоящий момент проводится обработка полученных данных. Результаты исследования помогут изучить климат Антарктики и его возможные изменения, а также просчитать риски при эксплуатации ВПП.
* 69-я Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) стартовала 20 октября 2023 года из Санкт-Петербурга в Антарктику на борту научно-экспедиционного судна «Академик Федоров». В рамках экспедиции реализуется несколько десятков проектов, большая часть которых направлена на мониторинг окружающей среды Антарктики и исследования природных процессов, связанных с глобальными изменениями климата. Всего в составе 69-й РАЭ работает более 650 специалистов, включая научно-технический персонал, ученых из ААНИИ и других организаций. Сезонный этап экспедиции продлится семь месяцев, завершение запланировано на июнь 2025 года.