Летаем в Арктике: Геоскан 401 на угольном разрезе

Блог
Летаем в Арктике: Геоскан 401 на угольном разрезе
Беспилотники в Арктике: Геоскан 401 на угольном разрезе

Маркшейдеры компании «ВоркутаУголь», одной из крупнейших угледобывающих компаний России, стали использовать квадрокоптер «Геоскан 401 Лидар» на разрезе «Юньягинский». С помощью беспилотника специалисты контролируют ведение горных работ, корректируют оперативные данные, планируют объемы добычи, решают задачи по направлениям отработки пластов, а также отслеживают опасные оползневые проявления.

Беспилотный комплекс, приобретенный компанией, оснащен профессиональной фотокамерой Sony RX1R II и высокоточным лазерным сканером АГМ-МС1, что позволяет проводить как аэрофотосъемку, так и воздушное лазерное сканирование. На основе полученных пространственных данных можно создать максимально подробные трехмерные модели местности: лидар формирует плотное фактическое облако точек даже при неоднородном рельефе или на сложных промышленных объектах.

«Способ аэрофотограмметрии в данном случае при бо́льших затратах времени и сил дает более скромные результаты: мы не можем при застроенных или сильно протяженных территориях получить модели очень высокого разрешения. Соответственно, сканер у нас это ограничение снимает. Он дает результаты на порядок лучше при соизмеримой, даже если не большей производительности, чем фотограмметрия», — отмечает Леонид Литовченко, маркшейдер АО «ВоркутаУголь».

Осенью прошлого года сотрудники разреза «Юньягинский» посетили московский офис Геоскана, чтобы обучиться работе с беспилотным комплексом и сопутствующим ПО: Geoscan Planner для проведения полетов, Agisoft Metashape для фотограмметрии, а также программами для обработки точек лазерных отражений (Lidar 360) и траекторий с лазерного сканера (AGM ScanWorks и AGM PosworksWeb).

Использование БПЛА помогает значительно упросить и ускорить полевые работы специалистов угольного разреза: на задачу, которую Геоскан 401 выполняет за 12–15 минут, у команды из 4–5 маркшейдеров с наземным оборудованием ушло бы не менее пяти часов. А благодаря тому, что комплекс может летать при температуре до –40 °C и ветре до 12 м/с, его можно использовать практически круглый год даже в суровых погодных условиях Арктики.