В июне мы запустили новое направление — разработку образовательных наноспутников формата CubeSat. Они предназначены для обучения школьников и студентов проектированию, программированию и сборке реальных космических аппаратов. Такие кубсаты доставляются на низкую околоземную орбиту попутным грузом на ракете и собирают данные для научных экспериментов.
В работе над кубсатами принял участие Артём Кузьмин, учащийся 11 класса кадетской школы №82 г. Набережные Челны. Молодой человек решил пройти стажировку в нашей компании, так как хочет построить карьеру в области спутникостроения и геоинформационных технологий. Мы взяли у Артёма интервью, расспросив об интересах и планах на будущее.
Скажи, участие в такой практической деятельности тебе ведь не в новинку?
Да, уже на протяжении нескольких лет я выступаю на научно-практических конференциях. Я исследовал экологическое состояние реки, протекающей рядом с домом, а также занимался получением природного газа (смеси метана и сероводорода).
Расскажи, пожалуйста, подробнее о втором проекте.
Для получения природного газа я собрал реактор: взял двухсотлитровую бочку, доработал крышку с помощью герметика, чтобы газы не проникали наружу, потом просверлил в крышке отверстие и соединил с помощью газового шланга с гидрозатвором. В бочку я загрузил биомассу (смесь травы и горячей воды), закрыл крышку и поставил в теплое место.
Первые две недели биомасса выделяла углекислый газ. Затем начался процесс брожения, и стал выходить метан с примесью других газов. Первый газовый баллон удалось собрать спустя 3 недели.
И где эта бочка стояла? Наверное, в папином гараже?
Нет, у меня в комнате. Поставил я ее в октябре и только в апреле утилизировал. Еще у меня была попытка спроектировать и создать летающую модель самолета. К сожалению, она не увенчалась успехом. Из оставшихся деталей я склеил лодку, и сейчас она стоит у меня на полке.
Интересно как! И, видимо, на это лето ты тоже планировал что-то особенное?
Да, я сначала хотел поехать в лагерь на профильную программу «Дистанционное зондирование Земли и спутникостроение», но по определенным причинам все смены отменили. Я расстроился, но потом стал искать новые приключения на лето. Тогда я увидел на странице Геоскана в социальной сети пост о запуске нового направления. Мне показалось это очень интересным. Я за час написал мотивационное письмо и отправил его, честно говоря, особо не надеясь на обратную связь. Но мне ответили и предложили Zoom-созвон с действующими лицами проекта. Собеседование прошло хорошо, и меня пригласили в Санкт-Петербург на стажировку.
Чем ты здесь занимаешься? Расскажи подробнее, пожалуйста.
Я пытаюсь найти оптимальный способ намотки магнитных катушек, с помощью которых кубсат будет ориентироваться в космическом пространстве. Этот метод ориентации основан на взаимодействии космического аппарата с магнитным полем Земли. Также я участвую в дискуссиях: когда возникает проблема, мои коллеги выносят ее на обсуждение, и я порой высказываю свое мнение.
Сейчас моя пятинедельная стажировка уже подошла к концу, и я считаю, что это лето я провел очень продуктивно.
А как ты вообще начал увлекаться космосом?
Все началось с того, что на одном стриме я узнал про компьютерную игру Kerbal Space Program [космический симулятор — прим. автора]. Начал искать ролики о ней на YouTube, и в рекомендациях мне выпал стрим запуска миссии SpaceX. И меня затянуло.
Ты свою будущую профессию тоже с космосом хочешь связать?
Да, и планирую поступать в MIT [Массачусетский технологический институт — прим. автора]. Из-за ситуации с ковидом они упростили систему зачисления, и абитуриентам не нужно сдавать SAT (аналог нашего ЕГЭ). Обязательное условие — подготовить портфолио и мотивационное письмо, а еще сдать TOEFL (для международных студентов). Правда, порог очень высокий: 100 из 120 баллов.
Вот это планы! А почему именно MIT?
Этот институт подкупает меня своими лабораториями, и на протяжении обучения студент обязан провести там установленное количество часов. Я хочу поступить на факультет AeroAstro, где есть два курса — общий и углубленный. Естественно, я выберу посложнее, потому что, во-первых, это интересней, а во-вторых, я выйду оттуда мультиспециалистом.
Хочешь ли ты потом работать на Илона Маска?
Насколько я знаю, многие, кто окончил MIT, работают в SpaceX и Tesla. Заинтересованность со стороны работодателей после окончания этого института — 100 %. Еще на втором курсе многим студентам предлагают оффер.
Смотрю, ты хорошо исследовал тему! И чем тебя привлекает работа на Маска?
Он немного сумасшедший, и это увеличивает желание работать на него. В SpaceX постоянно берутся за что-то новое, тогда как в NASA или других компаниях, по моему мнению, одна рутина. К примеру, осенью у SpaceX будет туристическая пилотируемая миссия на корабле Crew Dragon, и для этого они установят прозрачный купол вместо стыковочного модуля. Это весьма нестандартное решение. Поэтому, да, скорее, я выберу работу на Илона Маска.
А почему ты не рассматриваешь вариант работы в Blue Origin?
Blue Origin — странная компания. Насколько я знаю, за все время разработки своего метанового двигателя они собрали только девять экземпляров, хотя сотрудники SpaceX на данный момент собрали более ста.
А откуда ты черпаешь информацию?
Я подписан на множество аккаунтов в Twitter и Telegram-каналы, читаю Reddit и смотрю YouTube. Еще я изучаю книги по своей специализации. Недавно я нашел монографию В. К. Сердюка «Проектирование средств выведения космических аппаратов». Она начинается с основ, но по итогу ты сам сможешь создать свою ракету.
То есть занятие на ближайший месяц ты нашел?
Можно сказать и так!
И последний вопрос: а что бы тебя убедило остаться в России?
Главная причина, почему я планирую эмигрировать из России, — это отсутствие предпосылок к развитию как конкретно космической отрасли, так и других областей. Наверное, на данный момент единственное, что может поставить под сомнение мое решение, — это начало хоть малейших изменений, после которых можно будет сделать вывод, что ситуация улучшится и развитие не застопорится.