Компания «Геоскан» создает сервис, который будет передавать телеметрию* наших БВС, предоставлять статистику и аналитическую информацию диспетчерам системы управления полетов (СУП). Совместная работа приложения вместе с Geoscan Planner позволит получать еще больше информации. В основу разработки легла концепция UTM (Unmanned traffic management) — управление движением беспилотных средств.
Чем сервис будет полезен пользователям?
- сбор информации о конкретном БВС (какой борт использовался, кто был внешним пилотом, где и во сколько был произведен полет);
- просмотр координат и времени маршрута на карте;
- передача команд на борт со спутника в экстренной ситуации (например, для совершении посадки);
- просмотр актуальных зон временного ограничения использования воздушного пространства;
- информирование о местонахождении БВС в случае его потери;
- получение информации о реальных полетах, а не о загруженных заранее полетных заданиях, которые могли быть изменены в процессе.
Схема взаимодействия СУП с БВС
В дальнейшем разработчики планируют добавить инструменты поиска и фильтрации для формирования отчетов. Например, можно будет узнать о всех действиях конкретного пилота за определенный период времени. Сейчас уже готов прототип системы хранения данных, куда автоматически загружается вся информация, а также прототип интерфейса, в котором путь беспилотника отображается на карте в виде трека.
Параллельно с работой над сервисом специалисты компании занимаются разработкой маячков, которые способны передавать на сервер сведения о местоположении БВС (данные телеметрии), даже если отсутствует связь с наземной станцией управления (НСУ). Для большинства полетных заданий достаточно НСУ, однако иногда могут произойти нештатные ситуации.
Основные два вида маячков — это спутниковые и GSM (работают через сеть наземной сотовой связи). Компания «Геоскан» планирует устанавливать их на Геоскан 701, Геоскан 401 Лидар и Геоскан 401 Геофизика. В дальнейшем клиенты смогут добавлять их к комплектации всех беспилотников и при необходимости активировать.
Спутниковый маячок
В отличие от спутниковых, которые уже готовы, GSM-маячок находится на начальном этапе разработки. От спутникового он отличается меньшей территорией покрытия, так как сотовая связь присутствует не везде. Преимущество в меньшей стоимости и большей скорости передачи данных. В отличие от других моделей на рынке на наш не надо будет вручную устанавливать информацию о беспилотнике (пилоте, типе БВС и т.д.). Автоматическая синхронизация с бортом исключает вероятность введения недостоверных данных и прикрепления устройства на другое БВС.
Планируется, что новый сервис совместно с использованием маячков сделает полеты безопаснее и точнее.
«На данный момент перед отделом ПО стоит задача сделать удобный интерфейс СУП для пользователей и интегрировать его с Geoscan Planner. В течение ближайших трех месяцев мы рассчитываем провести опытную эксплуатацию сервиса внутри компании — начнем собирать и обрабатывать данные полетов, исправим недочеты, если они возникнут. Тестовая сборка Geoscan Planner, которая будет поддерживать передачу данных в СУП автоматически, уже имеется, ее планируем выпустить к осени. К этому же периоду, надеюсь, сможем предоставить доступ первым клиентам», — комментирует Арсений Афанасенко, руководитель отдела ПО.
*Телеметрия (передающаяся в СУП) — данные бортовых навигационных приемников. Это широта, долгота, высота и скорость полета, а также точное время.