О возможности использования аэрофотокамер со шторно-щелевым затвором для топографической аэрофотосъемки с БВС

Блог
О возможности использования аэрофотокамер со шторно-щелевым затвором для топографической аэрофотосъемки с БВС
О возможности использования аэрофотокамер со шторно-щелевым затвором для топографической аэрофотосъемки с БВС

Современные цифровые фотокамеры со шторно-щелевым затвором (рис. 1) имеют две шторки, состоящие из металлических ламелей, движущихся вдоль короткой стороны кадрового окна, т. е. вдоль оси у системы координат фотокамеры и снимка. Одна из шторок открывает кадровое окно, другая — закрывает, образуя движущуюся щель. Скорость движения шторок постоянна и составляет от 3 до 6 м/с. Запаздывание второй шторки относительно первой образует щель, ширина которой пропорциональна выдержке. При больших выдержках (около 1/250 и более) ширина щели превышает размер кадрового окна. Аэрофотоснимки, полученные такими камерами, имеют систематические искажения, которые отличают проекцию аэрофотоснимка от центральной проекции, что не удовлетворяет требованиям, изложенным в разделе 5.2.2 ГОСТ Р 59328–2021.

Шторно-щелевой ламельный затвор фотокамеры

Рис. 1. Шторно-щелевой ламельный затвор фотокамеры

В работе дается теоретическое обоснование зависимости искажения снимка от конструктивных особенностей современных цифровых фотоаппаратов со шторно-щелевым затвором и параметров аэрофотосъемки, а также приводятся формулы расчета, позволяющие обеспечить допустимую по модулю величину искажения снимка, чтобы получить конечную продукцию аэрофототопографической съемки требуемой точности.

Если максимально допустимое искажение (смещение) снимка в пикселях обозначить через Dp, то максимальная допустимая выдержка в секундах (τ) и допустимая скорость полета БВС в м/с (V) определяются по следующим формулам:

τ = 2 Hp Dp / f V – Dy / v;
V = 2 Hp Dp / f(τ + Dy / v),

где f — фокусное расстояние фотокамеры, мм;
H — высота фотографирования, м;
p — физический размер пикселя, мм;
Dy — размер кадра по оси y, мм;
v — скорость движения щели затвора фотоаппарата, мм/с.

Используя представленные выше формулы, оценим искажения на примере аэрофототопографического программно-аппаратного комплекса (ПАК) Геоскан Gemini, компонентами которого являются аэрофотокамера Sony UMC R10C и беспилотное воздушное судно (БВС) Геоскан Gemini (рис. 2).

БВС Геоскан Gemini с фотокамерой Sony UMC R10C

Рис. 2. БВС Геоскан Gemini с фотокамерой Sony UMC R10C

Среди основных характеристик фотокамеры Sony UMC R10C следует отметить следующие: f = 20 мм; Dy = 16 мм; размер пикселя составляет 0,0044 мм.

Геоскан Gemini представляет собой БВС мультироторного типа и обладает следующими основными характеристиками:

  • масса — 1,9 кг;
  • максимальная горизонтальная скорость — 50 км/ч;
  • максимальная высота полета над земной поверхностью — 500 м.

Таблица 1. Максимальное искажение (смещение) изображения при скорости полета 50 км/ч

Высота фотографирования, м Номинальное пространственное разрешение, м Выдержка, с Максимальное смещение, мм Максимальное смещение, пиксель
136 0,03 1/1500 0,0048 1,08
182 0,04 1/1500 0,0036 0,81
227 0,05 1/1500 0,0029 0,65
273 0,06 1/1500 0,0024 0,54
318 0,07 1/1500 0,0020 0,46
364 0,08 1/1500 0,0018 0,41
409 0,09 1/1500 0,0016 0,36

Результаты оценки искажений изображений, полученных фотокамерой Sony UMC R10C при аэрофотосъемке c БВС Геоскан Gemini с выдержкой 1/1500 на разных высотах фотографирования при максимальной скорости полета 50 км/ч, приведены в табл. 1 и наглядно проиллюстрированы на рис. 3.

Зависимость максимального искажения (смещения) от номинального пространственного разрешения при скорости полета 50 км/ч

Рис. 3. Зависимость максимального искажения (смещения) от номинального пространственного разрешения при скорости полета 50 км/ч

Можно рассчитать максимальную допустимую скорость полета, при которой смещение будет пренебрегаемо мало (не более 0,035 пикселя) для значения выдержки 1/1200, часто используемого на практике, и разных высот фотографирования. Результаты такого расчета показаны в табл. 2.

Таблица 2. Допустимая скорость полета при выдержке 1/1200 и допустимом смещении 0,035 пикселей

Высота фотографирования, м Номинальное пространственное разрешение, м Допустимая скорость, км/ч
136 0,030 15,6
182 0,040 20,9
227 0,050 26,1
273 0,060 31,3
318 0,070 36,5
364 0,080 41,7
409 0,090 46,9

Для экспериментальной проверки было замаркировано 20 контрольных точек, пространственные прямоугольные координаты X, Y и H которых были определены как среднее из результатов фотограмметрической обработки и измерений координат маркированных точек по снимкам фотограмметрических блоков, полученных двумя ПАК Геоскан 201 / Sony RX1RII (табл. 3) с высоты фотографирования 230 м (номинальное пространственное разрешение 0,03 м). При этом СКП среднего планового положения из двух наборов координат составила 0,012 м, СКП среднего положения по высоте — 0,031 м, что свидетельствует о высокой точности этих координат. Это позволило принять полученные пространственные координаты контрольных точек за эталонные и выполнить экспериментальную проверку пригодности аэрофотоснимков, полученных фотокамерой Sony UMC R10C c БВС Геоскан Gemini.

Таблица 3. Основные технические характеристики ПАК Геоскан 201 / Sony RX1RII

Наименование характеристики Значение характеристики
БВС Геоскан 201
Тип Самолет
Двигатель Электрический
Максимальная взлетная масса, кг 8,5
Масса полезной нагрузки, кг 1,5
Скорость полета, км/ч 64–130
Максимальная продолжительность полета, ч 3
Максимальная высота полета, м 4000
Sony RX1RII
Фокусное расстояние, мм 35
Размер матрицы поперечный, пикс 7952
Размер матрицы продольный, пикс 5304
Размер пикселя, мм 0,0045

Была выполнена аэрофотосъемка участка полигона с маркированными контрольными точками с помощью двух экземпляров ПАК Геоскан Gemini / Sony UMC R10C при допустимой скорости полета и выдержке 1/1200 и 1/1000 с трех разных высот фотографирования. После фотограмметрической обработки аэрофотоснимков было получено 6 наборов пространственных координат маркированных точек. Координаты определялись в результате построения и уравнивания блоков фототриангуляции и последующего измерения координат маркированных точек на перекрывающихся снимках. При этом никакие опорные точки при уравнивании не использовались. Сеть фототриангуляции опиралась только на координаты точек фотографирования, полученные на основе бортовых ГНСС-измерений. Элементы внутреннего ориентирования фотокамер определялись путем самокалибровки, как один из результатов уравнивания фотограмметрической сети. Основные характеристики блоков фототриангуляции приведены в табл. 4.

Таблица 4. Характеристики блоков фототриангуляции

Наименование характеристики Значение характеристики
Высота фотографирования, м 125 125 275 275 425 425
Номер ПАК Геоскан Gemini 79 114 79 114 79 114
Число снимков в блоке 460 460 166 166 90 90
Число связующих точек 447000 554000 128000 136000 51000 50000
Количество опорных точек 0 0 0 0 0 0

Для каждого из шести блоков были вычислены средние расхождения планового положения и средние расхождения по высоте относительно эталонных значений координат контрольных точек. По результатам, представленным в табл. 5, видно, что среднее расхождение планового положения очень близко по значению к номинальному пространственному разрешению, что характеризует точность координат, как очень близкую к максимально достижимой для аэрофототопографической съемки.

Таблица 5. Результаты оценки точности определения координат по снимкам ПАК Геоскан Gemini / Sony UMC R10C

Наименование характеристики Значение характеристики
Высота фотографирования, м 125 125 275 275 425 425
Номинальное пространственное разрешение, м 0,03 0,03 0,06 0,06 0,09 0,09
Номер ПАК 79 114 79 114 79 114
Среднее расхождение планового положения, м 0,027 0,042 0,051 0,037 0,121 0,100
Масштаб плана 1:200 1:200 1:200 1:200 1:500 1:500
Определение координат точек объектов недвижимости с СКП <0,1 м да да да да нет нет
Среднее расхождение по высоте, м 0,028 0,034 0,066 0,081 0,030 0,143

Таким образом, материалы аэрофотосъемки со всех указанных высот фотографирования удовлетворяют требованиям ГОСТ Р 59562–2021 применительно к масштабу 1:500, а для высот 125 м и 275 м позволяют создавать топографическую продукцию масштаба 1:200. Они отвечают требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требованиям к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места (утверждены приказом Росреестра от 23 октября 2020 г. № П/0393) применительно к земельным участкам, отнесенным к землям населенных пунктов. Средние расхождения по высоте позволяют выполнять съемку рельефа с высотой сечения 0,5 м.

В заключение следует отметить, что теоретические расчеты и результаты эксперимента показывают, что фотокамеры со шторно-щелевым затвором могут без какого-либо ущерба для фотограмметрического качества аэрофотоснимков использоваться для аэрофотосъемки с БВС мультироторного типа при обоснованном выборе скорости полета в зависимости от высоты фотографирования и выдержки, при которых влияние неодновременности экспонирования практически отсутствует.


Автор статьи: С.А. Кадничанский (ГК «Геоскан»)
Опубликовано в научно-техническом журнале «Геопрофи», 2023, № 2 (122) – с. 5-8.

 
 
Зависимости максимальной допустимой выдержки и допустимой скорости полета от допустимого по модулю значения искажения снимка для аэрофотокамеры со шторно-щелевым затвором