Цифровую карту труднодоступных районов Антарктиды создают с помощью беспилотников Геоскан

Блог
Цифровую карту труднодоступных районов Антарктиды создают с помощью беспилотников Геоскан
Цифровую карту труднодоступных районов Антарктиды создают с помощью беспилотников Геоскан

В конце прошлого года оператор БПЛА Геоскана в составе Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) отправился к Южному полюсу Земли. Цели поездки — аэрофотосъемка для получения картографических материалов труднодоступных участков ледника и исследование альбедо различных типов снежно-ледовых поверхностей.

Перед путешествием наш сотрудник прошел обучение, чтобы получить мореходную книжку. Для этого в течение двух недель он посещал курсы, включающие в себя не только теоретическую подготовку, но и практические занятия с дыхательными аппаратами и спасательными средствами в бассейне. После получения необходимых документов, в том числе медицинских, и подбора оборудования наш специалист был готов к длительному путешествию длиной в несколько месяцев (подробнее об этом и подготовке можно почитать на нашем канале в Яндекс.Дзен).

Участники РАЭ шли на научно-исследовательском судне «Академик Трешников» по маршруту Санкт-Петербург — Бремерхафен — Кейптаун — Антарктида. В конце декабря оно прибыло в порт Кейптауна, преодолев около 8500 морских миль за 30 дней. Там команда пополнила запасы провизии и топлива, а еще отметила Новый год.

15 января 2022 года судно достигло Антарктиды. На вертолете Ка-32С нашего специалиста и ученых РАЭ доставили на полевую базу «Молодежная», где им предстояло за несколько часов отснять десятки квадратных километров. С этой задачей успешно справился Геоскан 701 — комплекс для аэрофотосъемки максимальной производительности, которая достигается за счет использования профессиональной аэрофотосъемочной камеры, высокой скорости и времени полета до 10 часов.

Основные характеристики Геоскана 701

Макс. продолжительность полета 10 ч
Макс. площадь съемки за один полет 70 км2 (3 см/пикс)
250 км2 (10 см/пикс)
Размах крыла 3,3 м
Скорость полета 80-120 км/ч
Максимальная взлетная масса 22 кг
Макс. масса полезной нагрузки 3,5 кг
Макс. протяженность маршрута 1000 км
Макс. высота полета (над уровнем моря) 4500 м
Четырехтактный бензиновый ДВС объем 40 см3, мощность 3,75 л. с.
Время подготовки к взлету 30 мин
Взлет/посадка с пусковой установки/ на парашюте+баллонет
Рабочий диапазон температур от -20 до 40°С
Габариты кейсов 170×68×30 см

В тот день погодные условия были идеальны для проведения АФС: ясное безоблачное небо, ветер юго-юго-западный, 2 м/с у поверхности и на высоте съемки, температура +3° С у поверхности и приблизительно –5° С на высоте съемки.

В качестве стартовой позиции был выбран ближайший свободный от снега и льда участок, а ГНСС-станция была установлена на вершине холма. Через час сборки и настройки Геоскан 701 взмыл в антарктическое небо. Радиосвязь между НСУ и бортом и передача телеметрии поддерживались с помощью модема, установленного на крыше ближайшего здания.

Геоскан 701 летал ровно, как по рельсам, и спустя пять часов благополучно приземлился недалеко от точки взлета.

Данные первого антарктического полета

Длительность 328 минут
Площадь Около 80 км2
Высота 700 м
Количество снимков 1981
Разрешение 9 см/пикс
Перекрытие 70% (продольное) и 50% (поперечное)

Борт отснял территорию между полевыми базами «Молодежная» и «Гора Вечерняя», включая сами базы и ближайшие острова. После фотограмметрической обработки материалов будут получены ортофотоплан с разрешением ~10 см и цифровая модель поверхности с разрешением ~25 см. На них можно будет отследить появление трещин в ледниковом щите Антарктиды, динамику ледниковых покровов и выходы коренных пород в прибрежных районах континента.

Сейчас наш оператор БПЛА работает на другой полевой базе — «Беллинсгаузен». Помимо Геоскана 701 он использует и 401-й комплекс. Об успехах на этом участке работ мы сообщим в следующий раз.

 

Автор фотографии — Игорь Флоринский.